Учебная работа

 

Тематический план занятий по клинической лабораторной диагностике для студентов IV курса, специальность «Лечебное дело» на осенний семестр 2015-2016 учебного года

Занятие № 1. Клиническая лабораторная диагностика (предмет, задачи, источники и основные части клинической лабораторной диагностики). Значение лабораторной диагностики в клинике. Современные методы и направления развития лабораторной диагностики.

Углеводный обмен. Метаболизм углеводов в здоровом организме. Основные показатели углеводного обмена (уровень глюкозы в крови, глюкозо-толерантный тест, уровень молочной, пировиноградной и сиаловых кислот) и их нарушение при различных заболеваниях.

Занятие №2. Современная лабораторная диагностика сахарного диабета (преднизолон глюкозо-толерантный тест, определение инсулина и С-пептида в крови, уровень гликозилированного гемоглобина и фруктозаминов в крови). Гликогенозы и мукополисахаридозы и их диагностика.

Занятие № 3. Ферменты в лабораторной диагностике. Основные положения биохимии ферментов. Изоферменты. Методы определения активности ферментов. Принципы медицинской энзимодиагностики. Ферменты плазмы крови: плазмаспецифические (лецетинхолестерин-ацилтрансфераза, холинэстераза, лизоцим, ренин и др.), органоспецифические (лактат-дегидрогеназа, аминотрансферазы, креатинфосфокиназа, фосфотазы, амилаза). Динамика ферментативной активности при инфаркте миокарда, гепатитах, панкреатитах.

Занятие № 4. Пигментный обмен. Основные показатели пигментного обмена в нормальных условиях. Нормальные и аномальные виды гемоглобина и их значение в патологии пигментного обмена организма. Гемоглобинопатии, мембранопатии и энзимопатии и их лабораторная диагностика. Нарушение захвата, конъюгации и экскреции билирубина и дифференциальная диагностика паренхиматозных желтух. Подпеченочные желтухи.

Занятие № 5. Белковый обмен. Классификация и особенности обмена аминокислот. Структура и функции белков. Метаболизм белков в организме. Конечные продукты обмена белков: мочевина, креатин и креатинин, мочевая кислота, индикан, их образование и выделение. Белки плазмы крови. Белковые фракции, индивидуальные белки. Виды диспротеинемий, их значение и диагностика.

Занятие № 6. Липидный обмен. Классификация липидов и их метаболизм в нормальных условиях. Транспортные формы липидов. Дислипопротеидемии и атеросклероз: классификация и лабораторная диагностика. Редкие формы дислипопротеидемиий. Вторичные формы нарушения липидного обмена (ожирение, сахарный диабет и др.). Современная лабораторная диагностика нарушений липидного обмена.

Занятие №7. Исследование КЩР. Защитные механизмы организма от сдвигов рН крови (роль буферных систем, дыхательной системы, почек и ЖКТ). Показатели КЩР крови. Классификация нарушений КЩР. Метаболические алкалозы и ацидозы, дыхательные ацидозы и алкалозы: причины и их диагностика. Водно-электролитный обмен. Распределение воды и электролитов в организме в нормальных условиях. Водный баланс и его регуляция. Нарушения водно-электролитного обмена и его лабораторная диагностика (виды дегидратаций и гипергидратаций). Роль и функции электролитов  крови в норме и их нарушение при различных патологиях.

Занятие № 8. Гемостаз в норме и патологии.

Звенья гемостаза. Первичный и вторичный гемостаз: их обеспечение и функции. Противосвертывающая и фибринолитическая системы организма. Нормальные показатели сосудисто-тромбоцитарного гемостаза (время кровотечения по Дюке, Борхгревинку-Ваалеру, определение количества и размеров тромбоцитов, тромбоцитограмма, определение адгезивной и агрегационной функций тромбоцитов, фактора Виллебранда, ретракции кровяного сгустка). Классификация и лабораторная диагностика тромбоцитопений. Классификация и диагностика основных форм тромбоцитопатий (синдромы Гланцмана, Бернара-Сулье, Вискотта-Олдрича, болезнь Виллебранда).

Показатели коагуляционного гемостаза (время свертывания крови по Ли-Уайту, Сухареву, АПТВ, АКТ, ПТИ, змеиные тесты, определение тромбинового времени, фибриногена А, фибринолитической активности крови, АТ-III, паракоагуляционные тесты), их изменения при различных патологических состояниях.

Тематический план занятий по клинической лабораторной диагностике для студентов IV курса, специальность «Стоматология» на осенний семестр 2015-2016 учебного года

Занятие № 1. Клиническая лабораторная диагностика (предмет, задачи, источники и основные части клинической лабораторной диагностики). Значение лабораторной диагностики в клинике. Современные методы и направления развития лабораторной диагностики.

Углеводный обмен. Метаболизм углеводов в здоровом организме. Основные показатели углеводного обмена (уровень глюкозы в крови, глюкозо-толерантный тест, уровень молочной, пировиноградной и сиаловых кислот) и их нарушение при различных заболеваниях.

Занятие № 2. Углеводный обмен (продолжение). Современная лабораторная диагностика сахарного диабета (преднизалон глюкозо-толерантный тест, определение инсулина и С-пептида в крови, уровень гликозилированного гемоглобина и фруктозаминов в крови). Гликогенозы и мукополисахаридозы и их диагностика.

Занятие № 3. Ферменты в лабораторной диагностике. Основные положения биохимии ферментов. Изоферменты. Методы определения активности ферментов. Принципы медицинской энзимодиагностики. Ферменты плазмы крови: плазмаспецифические (лецетинхолестерин-ацилтрансфераза, холинэстераза, лизоцим, ренин и др.), органоспецифические (лактат-дегидрогеназа, аминотрансферазы, креатинфосфокиназа, фосфотазы, амилаза). Динамика ферментативной активности при инфаркте миокарда, гепатитах, панкреатитах.

Занятие № 4. Белковый обмен. Классификация и особенности обмена аминокислот. Структура и функции белков. Метаболизм белков в организме. Конечные продукты обмена белков: мочевина, креатин и креатинин, мочевая кислота, индикан, их образование и выделение. Белки плазмы крови. Белковые фракции, индивидуальные белки. Виды диспротеинемий, их значение и диагностика.

Занятие № 5. Электрокардиография.  ЭКГ в норме. Нормальная ЭКГ. Анализ сердечного ритма и проводимости. Определение положения электрической оси сердца. Анализ желудочного комплекса QRST.

Занятие №6. Электрокардиография. ЭКГ при нарушениях ритма сердца и проводимости. ЭКГ-диагностика гипертрофий камер сердца.

Занятие № 7. Электрокардиография. ЭКГ-диагностика ишемической болезни сердца. ЭКГ при некоторых заболеваниях сердца и синдромах (острое легочное сердце, нарушения электролитного обмена, синдром ранней реполяризации желудочков). 

Тематический план занятий по функциональной диагностики для студентов V курса, специальность «Лечебное дело» на осенний семестр 2014-2015 учебного года

Занятие № 1. Исследование функции внешнего дыхания. Общая структура и функция системы внешнего дыхания: основные понятия и закономерности механики дыхания, основные типы нарушений механики дыхания (обструктивный, рестриктивный и смешанный).

Методы исследования внешнего дыхания. Спирометрия, спирография, пневмотахография. Аппаратура, используемая для исследования функции внешнего дыхания. Анализ спирограммы. Определение функции внешнего дыхания регистрацией петли поток-объем. Оценка изменений формы петли поток-объем.

Занятие № 2. Электрокардиография. Нормальная ЭКГ. ЭКГ при нарушениях ритма сердца и проводимости. ЭКГ-диагностика гипертрофий сердца.

Занятие № 3. Электрокардиография. ЭКГ-диагностика ишемической болезни сердца. ЭКГ при некоторых заболеваниях сердца и синдромах (острое легочное сердце, нарушения электролитного обмена, синдром ранней реполяризации желудочков).

Занятие № 4. Исследование кровообращения с помощью реографических методов. Понятие реографии и ее виды.

Реовазография (РВГ): оценка состояния пульсового кровонаполнения, эластичности и тонуса сосудов по данным качественного и количественного анализа. Функциональные пробы. Особенности РВГ при некоторых патологических состояниях (болезнь Рейно, атеросклероз, облитерирующий эндартериит, флеботромбоз, гипертоническая болезнь).

Реоэнцефалография (РЭГ): оценка состояния пульсового кровонаполнения, эластичности и тонуса сосудов по данным качественного и количественного анализа. Функциональные пробы. Особенности РЭГ при некоторых патологических состояниях (гипертоническая болезнь, нарушения мозгового кровообращения, вегетососудистая дистония, церебральный атеросклероз, черепно-мозговая травма).

Тематический план занятий по функциональной диагностике для студентов V курса, специальность «Лечебное дело» на весенний семестр

Занятие № 1. Электрокардиография.ЭКГ при сложных нарушениях ритма сердца и проводимости. Студенты делают заключение по ЭКГ пленкам, определяют алгоритм дальнейшего обследования больного и тактику его лечения.

Занятие № 2. Суточное мониторирование ЭКГ. Показания к проведению суточного мониторирования ЭКГ. Методика проведения. Принцип анализа нарушений ритма сердца. Оценка сегмента ST.

Занятие № 3. Нагрузочные пробы, применяемые в кардиологии. Велоэргометрия (ВЭМ). Суточное мониторирование АД. Показания и противопоказания к проведению нагрузочных проб. Сравнительная характеристика различных способов проведения нагрузочных проб (степ-тест, ВЭМ, нагрузка на тредмиле). Методика проведения ВЭМ. Критерии прекращения пробы. Анализ результатов пробы: критерии положительной пробы, оценка физической работоспособности, оценка гемодинамической реакции на нагрузку. Показания к проведению суточного мониторирования АД. Оценка типов профилей АД, индексов нагрузки давлением.

Занятие № 4. Зачетное занятие.

Тематический план занятий по клинической лабораторной диагностике для студентов V курса, специальность «Педиатрия» на осенний семестр 2014-2015 учебного года

Занятие № 1. Клиническая лабораторная диагностика (предмет, задачи, источники и основные части клинической лабораторной диагностики). Значение лабораторной диагностики в клинике. Современные методы и направления развития лабораторной диагностики.

Углеводный обмен. Метаболизм углеводов у детей. Основные показатели углеводного обмена (уровень глюкозы в крови, глюкозо-толерантный тест, уровень молочной, пировиноградной и сиаловых кислот) и их особенности у детей. Современная лабораторная диагностика сахарного диабета. Гликогенозы и мукополисахаридозы и их диагностика.

Занятие № 2. Ферменты в лабораторной диагностике. Основные положения биохимии ферментов. Изоферменты. Методы определения активности ферментов. Принципы медицинской энзимодиагностики. Ферменты плазмы крови: плазмаспецифические (лецетинхолестерин-ацилтрансфераза, холинэстераза, лизоцим, ренин и др.), органоспецифические (лактат-дегидрогеназа, аминотрансферазы, креатинфосфокиназа, фосфотазы, амилаза). Динамика ферментативной активности при рахите, эпид. паротите, инфаркте миокарда, гепатитах, панкреатитах.

Занятие № 3. Пигментный обмен. Основные показатели пигментного обмена у детей в нормальных условиях. Нормальные и аномальные виды гемоглобина и их значение в патологии пигментного обмена организма. Гемоглобинопатии, мембранопатии и энзимопатии и их лабораторная диагностика. Нарушение захвата, конъюгации и экскреции билирубина и дифференциальная диагностика паренхиматозных желтух. Подпеченочные желтухи.

Занятие № 4. Липидный обмен. Классификация липидов и их метаболизм у детей в нормальных условиях. Транспортные формы липидов. Дислипопротеидемии и атеросклероз: классификация и лабораторная диагностика. Редкие формы дислипопротеидемиий. Вторичные формы нарушения липидного обмена (ожирение, сахарный диабет и др.). Современная лабораторная диагностика нарушений липидного обмена у детей.

Тематический план занятий по клинической лабораторной диагностике для студентов V курса, специальность «Педиатрия» на весенний семестр

Занятие № 1. Роль почек в обмене веществ

Анатомическое строение и нормальная физиология клубочков и канальцев почек. Экскреторная и инкреторная функции почек (клубочковая фильтрация, реабсорбция, секреция). Общий анализ мочи в норме и патологии (цвет мочи, прозрачность, реакция, относительная плотность, определение белка, глюкозы, кетоновых тел, микроскопия осадка: эпителий, лейкоциты, эритроциты, кристаллы, бактерии). Методы количественной оценки форменных элементов в моче (метод Нечипоренко, Амбюрже, Каковского-Аддиса). Методы исследования способности почек к осмотическому разведению и концентрированию мочи (проба с сухоедением, проба Зимницкого). Проба определения клубочковой фильтрации (проба Реберга-Тареева), канальцевой реабсорбции и секреции (проба с фенолротом, парааминогиппуровой кислотой).

Занятие № 2. Гемостаз в норме и патологии.

Звенья гемостаза. Первичный и вторичный гемостаз: их обеспечение и функции. Противосвертывающая и фибринолитическая системы организма. Нормальные показатели сосудисто-тромбоцитарного гемостаза (время кровотечения по Дюке, Борхгревинку-Ваалеру, определение количества и размеров тромбоцитов, тромбоцитограмма, определение адгезивной и агрегационной функций тромбоцитов, фактора Виллебранда, ретракции кровяного сгустка). Классификация и лабораторная диагностика тромбоцитопений. Классификация и диагностика основных форм тромбоцитопатий (синдромы Гланцмана, Бернара-Сулье, Вискотта-Олдрича, болезнь Виллебранда).

Показатели коагуляционного гемостаза ( время свертывания крови по Ли-Уайту, Сухареву, АПТВ, АКТ, ПТИ, змеиные тесты, определение тромбинового времени, фибриногена А, фибринолитической активности крови, АТ-III, паракоагуляционные тесты), их изменения при различных патологических состояниях. Наследственные и приобретенные коагулопатии (лабораторная диагностика гемофилий) Вазопатии и их лабораторная диагностика. ДВС-синдром.

Занятие № 3. Водно-электролитный обмен.

Распределение воды и электролитов в организме в нормальных условиях. Водный баланс и его регуляция. Нарушение водно-элекролитного обмена и его лабораторная диагностика (виды дегидратаций и гипергидратаций). Роль и функции электролитов крови в норме и их нарушение при различных патологиях.

Занятие № 4. Лабораторные методы исследования в гематологии. Дифференциальная диагностика анемий.

Классификация анемий. Лабораторная диагностика нормохромных анемий (гемолитические анемии, анемии с нарушением образования эритроцитов, постгеморрагические анемии), гипохромных анемий (железодефицитная анемия) гиперхромных анемий( витамин В12-дефицитная анемия, фолиево-дефицитная анемия). Лабораторная диагностика эритремий, вторичных и наследственных эритроцитозов.

Дифференциальная диагностика лейкозов.

Классификация лейкозов. Патоморфология и гистопатогенез острых и хронических лейкозов. Картина периферической крови и пунктата костного мозга при острых и хронических лейкозах. Цитохимические исследования лейкоцитов для дифференциальной диагностики гемобластозов (определение гликогена, липидов, пероксидазы, щелочной и кислой фосфатаз, неспецифической эстеразы).

Тематический план занятий по клинической лабораторной диагностике для студентов V курса, специальность «Стоматология», на осенний семестр 2014-2015 учебного года

Занятие № 1. Лабораторные методы диагностики в гематологии. Дифференциальная диагностика анемий. Морфология эритроцитов (размер, форма, окраска, включения) в норме и патологии. Эритроцитарные индексы. Классификация анемий. Лабораторная диагностика нормохромных анемий (гемолитические анемии, анемии с нарушением образования эритроцитов, постгеморрагические анемии), гипохромных анемий (железодефицитная анемия, сидоробластная анемия, талассемии, порфирии), гиперхромных анемий (витамин В12-дефицитная анемия, фолиево-дефицитная анемия).

Занятие №2. Лабораторные методы диагностики в гематологии(продолжение).  Лабораторная диагностиак эритремий, вторичных и наследственных эритроцитозов, лейкопений, панцитопений, тромбоцитозов. Дифференциальная диагностика лейкозов и лейкемоидных реакций.

Занятие № 3. Гемостаз в норме и патологии. Звенья гемостаза. Первичный и вторичный гемостаз: их обеспечение и функции. Противосвертывающая и фибринолитическая системы организма. Нормальные показатели сосудисто-тромбоцитарного гемостаза (время кровотечения по Дюке, Борхгревинку-Ваалеру, определение количества и размеров тромбоцитов, фактора Виллебранда, ретракции кровяного сгустка). Показатели коагуляционного гемостаза (время свертывания по Ли-Уайту, Сухареву, АПТВ, АКТ, ПТИ, змеиные тесты, определение тромбинового времени, фибриногена А, фибринолитической активности крови, АТ-III, паракоагуляционные тесты), их изменения при различных патологических состояниях.

Занятие № 4. Гемостаз в норме и патологии (продолжение). Классификация и лабораторная диагностика тромбоцитопений. Классификация и диагностика основных форм тромбоцитопатий (синдромы Глацмана, Бернара-Сулье, Вискотта-Олдрича, болезнь Виллебранда). Наследственные и приобретенные коагулопатии (лабораторная диагностика гемофилий). Вазопатии и их лабораторная диагностика. ДВС-синдром.

Тематический план занятий по функциональной и лабораторной диагностике для студентов VI курса, специальность «Лечебное дело» на весенний семестр

Занятие № 1: Понятие «внезапная смерть». Этиологические факторы и факторы риска ВС. Синдром удлиненного интервала QT (СУИQТ). Этиология, патогенез, клиническая картина. Клинико-этиологическая классификация СУИQT. Техника измерения фактического и корригированного интервала QT. Диагностические критерии врождённых и приобретенных форм СУИQT. Балльная система для постановки диагноза СУИQT.

Аритмогенная дисплазия/ кардиомиопатия правого желудочка (АДПЖ). Клинико-инструментальные критерии диагностика АДПЖ. ЭКГ-признаки АДПЖ.

Синдром Бругада (СБ). Распространенность, этиология, патогенез, клиническая картина. Электрокардиографические критерии СБ. Основные варианты изменений сегмента ST при СБ. Диагностика СБ, фармпробы. Дифференциальная диагностика СБ.

Занятие № 2: ЭКГ в оценке имплантируемых электрокардиостимуляторов (ЭКС). Показания к ЭКС. Выбор системы ЭКС, типы ЭКС и режимы стимуляции. Ведение больных с ЭКС. Особенности ЭКГ у больных с ЭКС.

Занятие № 3: Исследование цереброспинальной жидкости.

Образование, состав и физиологическое значение СМЖ. Определение давления СМЖ. Макроскопическое, микроскопическое, бактериологическое и биохимическое исследование СМЖ. Синдромы ликворы (синдром белково-клеточной диссоциации, клеточно-белковой диссоциации, коллоидно-белковой диссоциации, транссудативный ликворный синдром, иммунореактивный ликворный синдром) и их дифференциальная диагностика.

Занятие № 4: Лабораторная диагностика опухолевых образований.

Основные группы опухолевых маркеров, показания к применению, диагностическая значимость (раковый эмбриональный антиген, α-фетопротеин, СА 19-9, СА 50, СА 15-3, Са 125, нейронспецифическая енолаза, хорионический гонадотропин, PSA). Рекомендуемые лабораторные тесты при обследовании больных групп повышенного риска возникновения онкологических заболеваний. Группы маркеров, применяемые для диагностики опухолей легких (РЭА, SSC, СА 19-9), желудочно-кишечного тракта (РЭА, СА 199, α-фетопротеин), мочевыделительной системы (РЭА). Онкомаркеры, применяемые в акушерстве и гинекологии (РЭА, СА 125, α-фетопротеин, хорионический гонадотропин).

Занятие № 5: Исследование мокроты.

Образование и состав трахиобронхиального секрета в норме. Сбор мокроты. Цитологическое и бактериологическое исследование мокроты. Дифференциально-диагностические особенности мокроты при бронхиальной астме, хроническом бронхите, бронхоэктазах, пневмониях, злокачественных образованиях.

Выпотные жидкости. Исследование экссудата, транссудата.

Забор выпотной жидкости. Виды пунктатов. Физико-химические свойства цвет, прозрачность, плотность, определение белка), микроскопическое исследование (форменные элементы, эпителий, кристаллы, слизь), бактериоскопия выпотных жидкостей и их дифференциальная диагностика.

Занятие № 6: Разбор анализов и ситуационных задач по всему курсу клинической лабораторной диагностики.

Тематический план занятий по функциональной диагностике для студентов VI курса, специальность «Педиатрия» на весенний семестр

Занятие № 1. Основные принципы оценки ЭКГ у детей. Нормальная ЭКГ. ЭКГ-диагностика нарушений ритма и проводимости сердца. ЭКГ-диагностика гипертрофий сердца. Изменения ЭКГ при ВПС. ЭКГ при некоторых заболеваниях сердца и синдромах (острое легочное сердце, нарушение электролитного обмена, синдром ранней реполяризации желудочков, WPW-синдром).

Занятие № 2. Суточное мониторирование ЭКГ и АД. Показания к проведению холтеровского мониторирования ЭКГ. Методика проведения, принцип анализа нарушения ритма. Оценка сегмента ST. Понятие о вариабельности сердечного ритма. Показания и противопоказания к проведению уточного мониторирования АД. Возможности методики. Оценка индексов нагрузки давлением. Типы профилей АД.

Занятие № 3. Исследование функции внешнего дыхания. Общая структура и функция системы внешнего дыхания. Основные понятия и закономерности механики дыхания, основные типы нарушений механики дыхания (обструктивный, рестриктивный и смешанный). Методы исследования внешнего дыхания. Спирометрия, спирография, пневмотахография. Аппаратура, используемая для исследования функции внешнего дыхания. Анализ спирограммы. Определение функции внешнего дыхания регистрацией петли поток-объем. Оценка изменений формы петли поток-объем.

Занятие № 4. Исследование кровообращения с помощью реографических методов. Понятие реографии и ее виды. Реовазография: оценка состояния пульсового кровонаполнения, эластичности, тонуса сосудов по данным качественного и количественного анализа. Функциональные пробы. Особенности РВГ при некоторых патологических состояниях (болезнь Рейно, атеросклероз, облитерирующий эндартериит, флеботромбоз, гипертоническая болезнь). Реоэнцефалография: оценка состояния пульсового кровонаполнения, эластичности и тонуса по данным качественного и количественного анализа. Функциональные пробы. Особенности РЭГ при некоторых патологический состояниях (нарушение мозгового кровообращения, вегетососудистая дистония, церебральный атеросклероз, ЧМТ)